|
Наставничество |
|
В декабре 2019 года дан старт внедрения Целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации в ходе реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование». Внедрение Целевой модели наставничества осуществляется в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные, дополнительные общеобразовательные и программы среднего профессионального образования. Региональным наставническим центром определен Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов – структурного подразделения ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования». Внедрение Целевой модели наставничества на территории Ярославской области осуществляется на основании Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25.12.2019 г., Приказа Департамента образования Ярославской области № 33-нп от 29.07.2022 «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области». Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся». Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Нормативная база:
Федеральный уровень
- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
- Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.
- Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях.
Региональный уровень
- Приказ Департамента образования Ярославской области № 36-нп от 29.07.2022об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области.
Муниципальный уровень
- Приказ Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области от 05.08.2022 № 053-01-09/463-1 «О внедрении в работу образовательных организаций городского округа город Рыбинск методологии (целевой модели) наставничества».
- Приказ Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области от 30.08.2022 № 053-01-09/485-1 «Об утверждении дорожной карты по внедрению целевой модели наставничества в образовательных организациях городского округа город Рыбинск».
Уровень образовательной организации
Полезные ссылки
Центр непрерывного повышения педагогического мастерства (ГАУ ДПО ЯО ИРО, г. Ярославль). Наставничество
Сообщество «ВКонтакте» «Наставник 76.РФ»
Ментори. Национальный ресурсный центр наставничества
Наставничество педагогических работников
Семинар «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы»18.01.2022. О применении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательны организациях - https://www.youtube.com/watch?v=GJK7vWFbYrg&list=PLH0DgjqY1hMR_hjH0AMmGI3sqwMyWnF9H&index=1
Виды наставничества. Технологии передачи знаний - https://biznes-repetitor.ru/nastavnichestvo/vidy-nastavnichestva/
Современные формы наставничества - https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formy-nastavnichestva/viewer
Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Авторы: Тарасова Н.В., к.п.н., доцент, директор Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей; Пастухова И.П., к.п.н., доцент, заместитель директора Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей; Чигрина С.Г., старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей - https://disk.yandex.ru/i/xmeoUCuNFcdKuA
Наши наставники
|
Арсеньева Любовь Юрьевна работает инструктором по физической культуре в детском саду №29 с 1995 года по настоящее время. Она зарекомендовала себя как грамотный, творческий, целеустремленный, ответственный педагог. Любовь Юрьевна большое внимание уделяет физическому здоровью детей в детском саду, следит за состоянием и укреплением здоровья каждого ребёнка. Использует разнообразные методы оздоровления детей: дыхательную гимнастику, различные виды закаливания, занятия физкультурой на воздухе, утреннюю гимнастику. Применяет в своей работе дифферинцированный подход, ставит задачи перед воспитанниками так, что они обязательно приводят ребёнка к достижению запланированного результата. Арсеньева Любовь Юрьевна активный участник инновационной площадки Федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России». В рамках деятельности инновационной площадки совместно с педагогами детского сада разработаны и реализованы проекты «Олимпийское образование дошкольников» и «Такие волшебные лыжи». Опытом работы в данных направлениях Любовь Юрьевна делится с коллегами на мероприятиях муниципального, регионального, федерального уровней: - «Реализация олимпийского образования детей дошкольного возраста на примере обучения катания на лыжах»; - педагогический субботник «Организация занятий физической культурой и спортом в образовательных организациях Ярославской области»; - педагогический субботник «Обучение детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах»; - муниципальная мастерская педагогических практик «Воспитание грамотного дошкольника в сфере ЗОЖ». Любовь Юрьевна постоянный участник методического объединения инструкторов по физической культуре города Рыбинска и Ярославской области: - в июне 2022 года она курировала региональный слёт инструкторов по физической культуре в ЦЛС «Дёмино»; - в декабре 2022 года – провела методическое объединение инструкторов по физической культуре «Методические рекомендации по организации и проведению диагностики»; - в марте 2023 года Любовь Юрьевна презентовала свой опыт работы «Обучение детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах» в рамках региональной методической ярмарки на базе детского сада №29.
Опыт работы:
|
|
Бурдукова Ирина Алексеевна - в детском саду № 29 работает с 1993 года по настоящее время. Педагогический стаж работы 36 лет. Ирина Алексеевна – ответственный, целеустремленный, инициативный, доброжелательный, отзывчивый, справедливый педагог. Ирина Алексеевна владеет знаниями основных развивающих программ и технологий обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Умеет анализировать, оценивать свою деятельность, владеет средствами элементарной диагностики и на этой основе ставит новые цели и задачи, обеспечивает индивидуальную траекторию развития дошкольников. В совместной деятельности применяет развивающие игры Воскобовича, блоки Дьениша, палочки Кьюзениера. Ее углубленная работа «Интеллектуальное развитие дошкольников через логико - математические игры» способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, речевого развития. Бурдукова Ирина Алексеевна выступает на педагогических советах и семинарах с консультациями по темам: «Дидактические игры, как средство логического развития ребёнка», «Игры с логическими блоками Дьенеша». Ирина Алексеевна является наставником молодых педагогов. Как педагог – наставник она способствует раскрытию профессионального потенциала молодых специалистов, привлекает их к участию в общественной жизни коллектива, формирует у них общественно значимые интересы, содействует развитию общекультурного и профессионального кругозора, их творческих способностей и профессионального мастерства. Под руководством Ирины Алексеевны молодые педагоги и их воспитанники принимают участие в различных конкурсах, где занимают и призовые места. Для молодых педагогов Ирина Алексеевна проводит мастер-классы, практикумы, оказывает методическую помощь.
|
|
Потапова Татьяна Борисовна - в детском саду № 29 работает с 2005 года по настоящее время. Педагогический стаж работы 37 лет. Татьяна Борисовна владеет знаниями основных развивающих программ, технологий обучения и воспитания детей дошкольного возрастая. Объективно анализирует свою деятельность, на высоком профессиональном уровне, творчески со знанием дела строит образовательный процесс. Личностно – ориентированное отношение к детям, принятие неповторимости каждого, поддержка их потребностей и интересов обеспечивает индивидуальную траекторию развития дошкольников. В совместной деятельности применяет развивающие игры В. В.Воскобовича. Её углублённая методическая работа «Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей» способствует формированию у детей творческого мышления, воспитание творческой личности, способности нестандартно мыслить и рассуждать. Созданные ею учебно–методический и дидактический материал широко используются педагогами. Татьяна Борисовна обогащает развивающую предметно-пространственную среду, ставит проблемные ситуации для вовлечения детей в поисковую деятельность, обеспечивая высокий уровень интеллектуального, эмоционального, личностного и творческого развития дошкольников. Профессиональная компетентность позволяет достичь положительных результатов в работе. Её воспитанников отличает эрудированность, любознательность, инициативность и раскрепощенность в общении, творческий подход к выполнению задания. Потапова Т.Б. систематически совершенствует своё педагогическое мастерство: изучает инновационно-образовательные программы и технологии новинки литературы, посещает курсы повышения квалификации. Выступает на педагогических советах и семинарах со своим опытом работы «Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей» Татьяна Борисовна выстроила определённую систему взаимодействия с родителями воспитанников, используя эффективные формы, позитивно отражающиеся на атмосфере общих интересов. Татьяна Борисовна содействует созданию благоприятных условий профессионального роста начинающих педагогов, обеспечивает атмосферу взаимопомощи, координирует и направляет действия начинающих педагогов, передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство, оказывает позитивное влияние на рост профессиональной компетентности начинающих педагогов.
|
|
|
|
|