Воспитатель – никак не обязанность,
Это долг, мастерство, артистизм.
Это к детям большая привязанность
И любовь безграничная к ним.
С виду вовсе не так примечательный,
Для других кропотливый их труд,
Но какой же народ замечательный
Терпеливо работает тут.
(Людмила Шурманова)
Еще маленькой девочкой, приходя в сад, я смотрела на воспитателей и представляла «Вот вырасту, и буду такой же, как Марина Петровна!». Мне было интересно наблюдать как проявляет себя воспитатель в той или иной ситуации, как хвалит детей, как делает им небольшие замечания, как готовится к проведению занятий, развлечений и утренников. Помимо воспитателя, меня завораживал музыкальный руководитель. Как она пластично и грациозно двигалась, с какой любовью и увлечением она ставила танцы, утренники, и прочие постановки.
Разумеется, вопроса о выборе профессии у меня даже не возникло! И в 1999 году я окончила ускоренный курс негосударственной Балет-Школы Современной Хореографии. А уже в 2003 году с отличием окончила Рыбинский педагогический колледж Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского по специальности «Специальное дошкольное образование». В 2006 году по итогам обучения в Ярославском государственном педагогическом университе им. К.Д. Ушинского мое имя было внесено в справочник «Лучшие выпускники учебных заведений Ярославской области – 2006».
Проработав в детском саду, я могу с уверенностью сказать, что мой взгляд на работу воспитателя не изменился. Мне интересно готовить для детей необычные занятия, наблюдать за их искренними эмоциями, когда я привношу какие-то новые элементы в сюжетно-ролевые игры, когда своими руками разрабатываю атрибуты не только для сюжетно-ролевых игр, но и дидактических, и подвижных.
Меня вдохновляют восхищенные взгляды моих воспитанников и я постоянно стараюсь что-то придумать новое и интересное для них.
В последнее время им интересно изучать литературные произведения с помощью мнемотехники. Мы разучили большое количество стихотворений по составленным мной красочным мнемотаблицам, пересказали множество рассказов. Дети, разучив дома с родителями какое-либо стихотворение, приходят в группу и самостоятельно рисуют к нему мнемотаблицу.
Мнемотехника – это совокупность приемов, увеличивающих объем памяти и облегчающих запоминание информации. В основе мнемотехники лежит визуализация, это своего рода образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия заменяются на те, что имеют визуальное, аудиальное или кинестетическое воплощение в памяти человека. Чтобы в голове возникла ассоциация и сформировались нужные нейронные связи, образ должен быть объемным и ярким.
При разучивании песен, я использую кинестические образы, т.е. движение. На каждую строчку, или две, из текста песни я придумываю жест или движение. Например, когда мы поем песню «Про бабушку», в строчке «Нам печет оладушки, убирает дом», мы выполняем характерные движения: постукивание согнутыми ладонями друг об друга.
В режимных процессах мы тоже активно используем элементы мнемотехники. Например, в умывальной комнате висит алгоритм порядка мытья рук. Дети видят карточку, где девочка закатывает рукава – и повторяют за ней. Таким образом, они запоминают в какой последовательности это нужно делать.
В раздевалке на каждой дверце детского шкафчика висит алгоритм одевания и раздевания. Собираясь на прогулку, дети видят в какой последовательности им нужно одеться: карточка с изображение колгот, с изображением кофты и т.д.
Более активно я использую элементы мнемотехники на занятиях по ознакомлению с художественной литературой и по развитию речи. При разучивании стихотворения я заранее придумываю к каждой строчке какое-либо изображение, которое характеризует эту строчку стиха. Например, в стихотворении А. Барто «Лошадка», на первую строчку «Я люблю свою лошадку» мы используем карточку с изображением девочки, которая обнимаем лошадь. На строчку «Причешу ей шерстку гладко», мы используем изображение с девушкой, которая ухаживает за шерстью лошади, и .т.д.
При составлении описательных рассказов я тоже использую элементы мнемотехники – таблицы с планом описания. Каждый этап плана – это изображение. Например, при описании птиц мы используем следующие карточки: «?» - название птицы, «Оо» - размер птицы, «цветовая палитра» - цвет окраса у птицы, и т.д.
Ниже, для ознакомления, я привела примеры разработанных мною конспектов занятий, консультаций для педагогов и родителей, картотеки упражнений с использованием мнемотехники и другое: